Ян Антонышев. «Во власти Города»

05–28 марта 2021

«Во власти Города» – камерная выставка петербургского графика Яна Антонышева (р. 1965), основателя группы «Старый Город» (1981). В его произведениях Петербург предстает в образах глубоко личностных, определяющих культурный код этих мест и характер живущих там людей.

Ян Антонышев. Белая собака. 1993. Коллекция МИСП

Узнаваемый стиль и оригинальное художественное видение графика можно охарактеризовать, как символический сюрреализм или магический реализм. В работах Антонышева открывается особый, фантастический Петербург, приглашающий к сопереживанию по утрате дорогих сердцу мастера уголков и, в то же время, к путешествию в мир романтической грёзы и мистических видений автора. Всё это даёт возможность зрителю прикоснуться к изнанке города и приобщиться к его тайнам.

Ян Антонышев. На ходулях. 1998. Собрание Евгения Герасимова

Почти в каждом произведении встречаются предметы-фетиши: колючая проволока, оградительная лента, мяч со знаком «пацифик», яблоки. Их появление в искусстве Антонышева – следствие влияния фильмов Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер», где задействованы эти объекты. Помимо названных, есть и другие отсылки к творениям выдающегося режиссера: название «Сталкер» носит катер в одной из работ мастера; не раз возникает в его произведениях пёс-наблюдатель – персонаж из обоих упомянутых фильмов. В работах художника также часто возникает образ уходящей в небо лестницы. Эта отсылка к христианскому аскетическому сочинению «Лествица райская» и византийской иконе XII века – результат духовных исканий мастера.

Проскальзывающая в произведениях сюрреалистическая эротика отражает ещё одну грань Петербурга в восприятии художника – города любви. Пригрезившиеся Антонышеву женские фигуры в его листах подобны оптическим иллюзиям – они витают в пространстве, оживляя своим присутствием сумрачные пейзажи.

Ян Антонышев. Старогородские цветы. 1993. Коллекция МИСП

Антонышев работает легко и быстро в любимой им пастельной технике, смело выплёскивая архитектурные, антропоморфные и зооморфные образы на бумагу. Однако на завершающем этапе график прибегает к тщательному процарапыванию иглой тончайших деталей в своих произведениях. Изображения, нанесённые мягкими цветными мелками на листы грубого картона и дополненные жёстким рисунком, словно протравленным кислотой по металлу, отличает особая фактура, напоминающая эффект состаренной киноплёнки. Благодаря сочетанию непринужденного изящества цветовых аккордов и скрупулезной графичности деталей, достигается поэтичность и пластическая выразительность в работах.

На выставке представлен фильм Елены Окопной «Круги Яна» и графические произведения из собрания Евгения Герасимова и Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

 

 

Согласие на обработку персональных данных