Цикл лекций «Традиции модернизма в России». Часть II «Российские корни экспрессионизма. К 150-летию Василия Кандинского»
Первенство Василия Кандинского в открытии абстрактного искусства как-то заслонило важное его значение как основоположника немецкого экспрессионизма. В начале 1900-х в Мюнхене пересеклись пути Василия Кандинского, Габриэль Мюнтер, Алексея Явленского и Варвары Веревкиной.
Маленький городок Мурнау, где в 1909 году трое русских и одна немка столь яростно писали пейзажи, используя зверские сочетания синего, желтого и черного, стал родиной экспрессионизма (по крайней мере, не меньше Дрездена). К сожалению, русские коллекционеры, полностью сосредоточенные на французском искусстве в лице Матисса и Пикассо, просмотрели экспрессионизм, чем сослужили злую шутку Эрмитажу и ГМИИ им.Пушкина (получивших от них почти все новейшие образцы модернизма). Русский авангард тоже не усвоил экспрессионизм в чистом виде. Элементы экспрессии, замешанные с народным искусством, вывеской и лубком можно видеть в работах многих художников, в том числе объединения «Бубновый валет». Годы Первой мировой войны не способствовали пропаганде немецкого искусства, а в самой Германии экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством».
Удивительным образом экспрессионизм дал блестящие образцы уже в советское время и там, где его никто не ждал – в неофициальном искусстве. В работах художников «Арефьевского круга», и прежде всего самого Александра Арефьева и Владимира Шагина, послевоенная атмосфера советской жизни была показана с высочайшей степенью накала, как цвета, так и внутренней экспрессии.
Билет – 200 руб.
Льготный билет – 100 руб. (школьники, студенты и аспиранты при наличии соответствующего документа).

Василий Кандинский. Дома в Мурнау. 1909.