Свет Невечерний

3 - 25 сентября | 2016

2 сентября в 18:00 Музей искусства Санкт-Петербурга XXXXI веков открывает выставку Народного художника России Бориса Ивановича Шаманова, ушедшего из жизни в 2008 году. Проект приурочен к 85-летию мастера и представит ретроспективу его творчества.

Становление творческой личности Бориса Шаманова приходится на шестидесятые годы XX века, эпоху хрущевской «оттепели» или «Нового Ренессанса», подарившую миру громкие имена: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и других деятелей российской культуры.

Время бурлящих идей, безудержных поисков новых путей в искусстве. Атмосфера романтики не могла не повлиять  на формирование мировоззренческих позиций молодого Бориса Шаманова. Он ищет собственный художественный язык. Примкнув к сторонникам «Сурового стиля»,  после посещения Пскова, Изборска, Старой Ладоги, путешествий по Онеге, Свири и Шексне, внутренний мир художника полностью поглотила эстетика древнерусской живописи.

Картины Б. И. Шаманова начинают сиять горним светом, цветовая гамма приближается к иконе, несмотря на то, что на них изображаются красоты материального мира. Он создает не просто образы, а прототипы небесных явлений, наполненных духовным смыслом.

В семидесятые годы имя Бориса Шаманова становится известным. Художник  обращается к языку символов и метафор. Скромный и тихий по своей природе,  он воспринимал мироздание в единстве с Абсолютом и возводил каждый цветок, каждую травинку в ранг Вселенной.  В его полотнах почти вся флора —  розы, георгины, незабудки, анютины глазки – возносятся над миром, реют под облаками, коронуют красавицу Землю. Многие работы Б.И. Шаманова по характеру образного решения были близки произведениям К.С. Петрова-Водкина. Бросаются в глаза космизм и планетарность, романтизм и лиризм, как у  автора «Красного коня», правда, полотна Б. Шаманова наполнены несколько иным смысловым содержанием. Для художника было важно оторваться от иллюстративности и показать человеческую жизнь как частицу земного бытия.

Борис Иванович Шаманов работал в разных жанрах: пейзажа, натюрморта, портрета. Иногда, соединяя их воедино, писал исторические и сюжетные сцены, но всегда обращался при этом к внутреннему миру человека, к воспоминаниям об ушедших временах.

Иногда Бориса Шаманова называют художником новой эстетики. Ведь он сумел оторваться от господствующих в то время штампов, изобразить окружающую действительность со «светом невечерним».

Выставка дает возможность зрителю познакомиться с творчеством одного из знаковых и незаслуженно забытых мастеров российской культуры.

Согласие на обработку персональных данных