«Стихи-я-Петербург»

23 сентября – 14 ноября 2021

Юбилейная выставка  «Стихи-я-Петербург» — станет отражением истории развития жанра пейзажа, начиная с 1930-х годов по сегодняшний день. Проект познакомит зрителей с невероятным богатством творческих идей и художественных интерпретаций, которые демонстрировали петербургские мастера ХХ века при обращении к видовым мотивам. Основная часть произведений из коллекции МИСП, представленных на выставке, будет показана публике впервые.

Георгий Татарников. Исаакиевская площадь. 1958

«Пейзаж города на Неве меньше всего можно рассматривать только как видовое изображение. Город становится носителем и выразителем переживаний автора, его отношения к миру, к жизни».  

Марина Джигарханян,  директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков и продюсер выставочного проекта «Стихи-я-Петербург»

 

 

Многообразие контекстов, заключенных в материалах экспозиции, отражено в названии проекта. Петербург предстает в виде Космоса, субстанции энергий: неба и воды, покоя и движения, реальности материи и мистики запредельного, легкости чувств и драматичности страстей. 

Алексей Почтенный. Стрелка Васильевского острова. 1930

«Взгляду зрителя предлагаются художественные «портреты» города, живописная визуализация его природных и психологический состояний, невероятно богатой гаммы чувств и настроений, рожденных удивительными по выразительности рельефами петербургских пространств, световыми эффектами, порывами творческих энергий».

Ольга Толстая, куратор выставки «Стихи-я-Петербург» 

Задумчиво-мечтательные, преисполненные лирической взволнованности образы города 1930-1940-х гг., созданные Владимиром Гринбергом, Александром Русаковым, Николаем Лапшиным, Вячеславом Пакулиным, Алексеем Почтенным, Александром Ведерниковым и другими авторами, сменяются в экспозиции экспрессивными работами художников андеграунда 1950-1960-х годов — Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Шолома Шварца. 

Петр Конников. Грезы. 1996

В полотнах классиков отечественного искусства 1970-1980-х гг.: Завена Аршакуни, Виктора Тетерина, Валентины Рахиной, Руфима Фрумака, предметная материя города претворяется в красочную живописную феерию, вступая в контрастный диалог с работами «митьков». Игривая веселость авторов этого направления оттеняется пронзительной щемящей тоской, звучащей в пейзажах Петра Татарникова и Петра Конникова. Живописным мотивам, напоминающим метафизические городские пространства, противостоят мощные вселенские силы природы, источаемые образами, созданными Валерием Табулинским. А брутальная концептуальная условность в абстракциях Валерия Лукки и Вячеслава Михайлова диссонируют с живописными видениями Анатолия Маслова и Иосифа Зисмана.

«Мастера андеграунда запечатлевали виды обезличенных пустынных советских новостроек, насыщая пейзажи города ощущением тревоги, а порой даже безмолвной враждебности человеку. Напряженные образы художников этого направления умиротворяются на выставке эфемерными, импрессионистическими произведениями Георгия Татарникова, Арсения Семенова, Виктора Голявкина, творивших в эти же годы». 

Екатерина Михатова, сокуратор выставки «Стихи-я-Петербург»

Пейзажная история города на Неве, посвященная 30-летнему юбилею коллекции МИСП, дает представление не только о богатстве и историческом размахе собрания, но также позволяет прочувствовать разнообразие художественной культуры Санкт-Петербурга ХХ века и искусства сегодняшнего дня.  

К выставке «Стихи-я-Петербург» подготовлен альбом, представляющий собой серьезный научно-исследовательский труд коллектива музея. Специально для каталога выдающиеся деятели культуры (среди которых: Николай Буров, Татьяна Черниговская, Юрий Темирканов и многие другие) создали поэтические высказывания о работах из коллекции МИСП.  

Партнеры выставки:

 

Согласие на обработку персональных данных