«Поле экспериментов: А. Ведерников, Б. Ермолаев, В. Матюх»

27 августа – 20 сентября 2020

Выставка «Поле экспериментов» посвящена творчеству трех выдающихся мастеров, представителей ленинградской школы графики второй половины XX века. В экспозицию вошло более 40 оригинальных работ Александра Ведерникова, Бориса Ермолаева и Веры Матюх из собрания Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, созданных в техниках цветной литографии, автолитографии и акварели. 

Творческое единение таких различных по художественной манере авторов обусловлено «исследовательским духом», царившим в уникальной Экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения союза художников, где они работали в 1930-1960-е годы. Мастерская оказала существенное влияние на формирование отечественного искусства графики. Ее участники фокусировали свое внимание на поиске новых изобразительных возможностей печати. Это место было широко известно своими либеральными взглядами и свободолюбивыми настроениями, за что современники окрестили его «рассадником вольнодумства» (Александра Якобсон), «государством в государстве» (Антонина Любимова) и «островом блаженных» (Лев Мочалов).

Александр Ведерников, известный, прежде всего, как живописец и участник объединения «Круг художников»,  пришел в мастерскую в 1939 году. С этого момента начинаются его эксперименты с технологией печати, композиционным построением и колоритом, способным передать тончайшие градации цвета. Творческий диапазон Ведерникова невероятно широк и поражает  своим разнообразием: на выставке представлены классические речные пейзажи («Тучков мост», 1946), эмоциональные натюрморты и сцены, за которые художника прозвали «русским Матиссом» («Цветы на окне», 1957), по-детски искренние и ироничные зарисовки обнаженной натуры  («Обнаженная», 1971) и работы, сочетающие в себе элементы разных жанров.

Бориса Ермолаева, в некотором смысле, можно назвать художником-«полиглотом». В  разное время в его творчестве нашли отражение: импрессионизм, фовизм, кубизм и примитив. Он был современником мастеров русского авангарда, но сумел сохранить и выразить собственную индивидуальность. Ермолаев – живописец по образованию и образу мышления, но проявил себя и как одаренный график. Придя в 1940 году в мастерскую, художник стал уделять большую часть времени вопросам декоративности и освоению эстетики народного искусства.  В экспозицию вошли лаконичные пейзажи 1950-х годов («Красные дома», 1950) и работы из деревенской серии, в которых отразился интерес мастера, с одной стороны, к русской иконописи,  с другой – к декупажам А. Матисса и крестьянскому циклу К. Малевича («Женщины», 1970).

В произведениях «русской иностранки» и одаренного графика Веры Матюх сочетаются врожденное чувство стиля и острое видение стороннего наблюдателя. Она появилась на пороге мастерской одной из первых, в 1935 году, и начала разрабатывать идеи «пластического пространства», объединяя в своем творчестве эстетику авангарда и современные реалии. Оставаясь в рамках формальных поисков художественной выразительности, она обращалась к актуальным социально-бытовым сюжетам. На выставке можно увидеть произведения 1960-1990-х годов: эстампы, посвященные теме семьи и материнства («За купанием», 1985) и эскизные разработки, отражающие жизнь ее современников («Уходящее», 1986).

Куратор: Катя Михатова

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков 

Набережная канала Грибоедова, 103 

 

Согласие на обработку персональных данных