Выставка «Длиною в сто лет» из цикла «Художественные династии»

06 апреля – 03 мая 2021

Выставка «Длиною в сто лет» посвящена творчеству живописцев, принадлежащих к одной из самых ярких художественных династий Ленинграда, Петербурга — Прошкиных. Ее представители прославили нашу культуру не только в области изобразительного искусства, но и на поприще кинематографа (реж. Александр Прошкин), журналистики, общественно-просветительской деятельности (Антон Губанков).

Владимир Прошкин. Стадион. 1959.

Представители старшего поколения Виктория Белаковская и Виктор Прошкин были учениками Кузьмы Петрова-Водкина. Уже одно это обстоятельство бросает «отблеск особой привлекательности» на их работы. Экспозиция выставки носит ретроспективный характер. Самые ранние произведения 20-х – 30-х годов обусловлены потребностью эпохи, они освещают героику повседневного труда и энтузиазм строителей новой жизни. Сегодня, спустя сто лет, особенно интересно рассматривать вдохновенные лица парашютисток (Виктор Прошкин. Парашютистка. 1936. МИСП), участниц пролеткульта (Виктор Прошкин.  Женщина из пролеткульта. 1938), Неву с дровяною пристанью (Виктория Белаковская. Биржи у дровяной пристани. 1935).

Виктор Прошкин. В порту. 1934.

Исключительное место на выставке отведено портретному искусству. Настоящими жемчужинами воспринимаются детские изображения сына, в которых образ маленькой модели раскрывается через культуру цвета. У Прошкина и Белаковской она различна. У Виктора Николаевича цвет – ярок и локален, у Виктории Марковны – мягок и воздушен, у Прошкина мальчик живой и осязаемый (Портрет сына. 1935), у Белаковской он кажется эфемерным созданием (Портрет сына. 1934).   Как уникальное явление предстают белаковские автопортреты. В них нет ничего эффектного, но запечатленный образ вызывает сильные эмоции за счет необычного колорита.

Помимо внутреннего мира человека Викторию Белаковскую и Виктора Прошкина захватывал мир природы.   Но, пожалуй, самым вдохновенным певцом русской земли и родного города стал их сын Владимир Прошкин. Закончив Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская профессора Бориса Иогансона), Владимир Викторович не колебался с выбором жанра.

Виктор Прошкин. Чистка оружия. 1931.

Он любит изображать не только величественные, но и самые неказистые ландшафты. Во всем он видит красоту бытия: в поваленном дереве, увядающей траве, угасающем солнце. Об этом свидетельствуют демонстрируемые картины «С Пулковских высот» (1965), «Велосипедисты» (1960), «Бабье лето» (1965), «Вечер на заливе» (1959).

Точно также Владимир Прошкин воспринимает образ Петербурга.  Его одинаково волнуют архитектурные ансамбли, каналы, мосты, ничем неприметные дворы. Каждый раз он старается по-новому передать состояние изображаемых объектов, наполняя свои холсты светом, воздушностью, легким сиянием.

Выставка «Длиною в сто лет» сформирована накануне юбилея Владимира Викторовича. Свое девяностолетие художник встречает у мольберта с кистью в руках. Быть всегда в работе – это семейная черта Прошкиных!

 

Согласие на обработку персональных данных