Межмузейный выставочный проект «Портрет художника»
В поле исследовательского интереса организаторов проекта «Портрет художника» –образы мастеров российского и мирового искусства, запечатленные собратьями по творческому цеху. Попытка разобраться в психологической природе или хотя бы в фактах биографического бытия представленных героев демонстрирует бесконечное множество творческих интерпретаций и художественных подходов. Живописные и скульптурные произведения, объекты и инсталляции, собранные на выставке из собраний 23 российских музеев и галерей, позволяют расширить границы исторических смыслов, извлечь новые разновидности визуальных впечатлений, поразмышлять о характере взаимоотношений между портретируемым и его создателем.
Персонажами экспозиции стали кумиры российской и мировой культуры — Тициан и Эль Греко, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Ренато Гуттузо и Владимир Маяковский, Сальвадор Дали и Оскар Кокошка, Исаак Бродский и Александр Рылов, Натан Альтман, Руфим Фрумак, Михаил Керзин, Георгий Нисский. Их образы созданы вдохновением не менее известных российских художников ХХ века.
Портреты современных художников Санкт-Петербурга и Москвы также составляют репертуар экспозиции выставки. Узнаваемые лица силой художественного воображения преобразуются в былинных героев (Л. Костенко. Портрет художника Г.П. Егошина. 1989), театрализованных принцесс (З. Аршакуни. Портрет художницы Марины Азизян. 1969), гостей маскарадного карнавала (Ю. Гусев. Гости карнавала. 2011), в шуточных протагонистов времен Ивана Грозного (Д. Шагин. Митьки приносят Ивану Грозному нового сына. 2019).
Кураторы сознательно сталкивают классические и современные стилистические векторы, временные и пространственные измерения, втягивая зрителя в стихию художественных фантазий и метаморфоз. Ирония, комизм, пародия странным образом не снижают серьезность интонации выбранной темы, а лишь демонстрируют общую драматургию творческого самоутверждения, амбициозное желание авторов приобщиться к величию истории. Именно в таком контексте следует рассматривать произведения Евгения Гиндпера («Волошин в Коктебеле». 1998), Натальи Шалиной («Кокошка и Альма». 2022), Андрея Семенова («Дерен и Матисс в Коллиуре». 2022).
Экспозицию отличает богатство жизненных и творческих историй именно благодаря присутствию Другого человека в судьбе портретируемого. Этот Другой порой выступает в роли медиума, питает и оплодотворяет собственными чувствами, а порой и страстью объект своего интереса, наполняет его собственной силой, из которой и рождается по сути новый персонаж истории.
В проекте представлены работы из собраний:
Государственного Русского музея
Московского музея современного искусства
Вятского художественного музея имени А.М. В.М. Васнецовых
Музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Музея нонконформистского искусства
Музея изобразительных искусств Республики Карелия
Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»
Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств
Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Института русской литературы Российской академии наук
Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»
Музея AZ (Анатолия Зверева)
Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
Российского национального музея музыки
Ивановского областного художественного музея
Музея современных искусств имени С.П. Дягилева. СПБГУ
Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Галереи искусств KGallery
Галереи «Наши художники»
Галереи современного искусства ARISTORY
Di Di Gallery
Информационные партнеры выставки: