Лекция «Сонификация: техники и приложения»

21 июня 2017 | 19:30

Лекторий «Вслух» при сотрудничестве с Образовательным центром МИСП продолжает серию лекций, посвященных академической, авангардной музыке и звуку XX-XXI веков. Тема пятой лекции: «Сонификация: техники и приложения».

За последние несколько десятилетий в науке сформировался новый метод, позволяющий анализировать различные процессы на основе использования аудиального отображения информации. Так, данные, получаемые в ходе измерений, могут быть преобразованы в звуковые колебания, что дает возможность регистрировать их посредством звуковых каналов восприятия.

Такой подход получил название сонификация (англ. sonification) и на данный момент применяется во многих научных областях в качестве альтернативы визуальному представлению экспериментальных данных. При этом в качестве основных отличительных особенностей выделяется возможность обработки исследователем огромного количества параллельных информационных потоков в реальном времени, а также оперативное обнаружение изменения критических параметров.

В качестве простейших примеров использования вышеописанного метода можно вспомнить счетчик Гейгера-Мюллера, гидро- и радиолокаторы, где звуковая индикация позволяет следить за изменением радиационного фона и расстоянием до объекта наблюдения, соответственно. Однако, существуют и более сложные методологические концепции, в основе которых лежит сонификация. В частности, биохимики из Калифорнийского университета Джим Джимзевский и Эндрю Пеллинг, изучая осцилляцию клеток с использованием атомно-силовой микроскопии, предложили усилить получаемый электрический сигнал и преобразовать его в звуковые колебания. Таким образом, ученые исследовали влияние химических веществ на различные виды клеток, анализируя на слух полученные в ходе серии экспериментов звуковые фрагменты.

Стоит отметить, что при создании систем сонификации отдельное внимание уделяется вопросам звукового дизайна: существует огромное множество техник и подходов, позволяющих отобразить входные данные на пространство параметров, управляющих звуком. При этом, зачастую, художественные поиски и эксперименты переводят такого рода проекты из поля научных исследований в поле цифрового искусства. Целью представленной лекции является знакомство слушателей как с научными проектами, так и с примерами компьютерной музыки и саунд-арта, в основу которых лег метод сонификации данных. Также будут освещены теоретические и практические аспекты, связанные с реализацией рассматриваемого подхода.

Лектор: Сергей Костырко — медиахудожник и музыкант из Санкт-Петербурга, известный в первую очередь своим участием в ряде коллективов, исполняющих импровизационную музыку («Бензольные мертвецы», «Глина», «Марс-96», Coaxil и других). Является одним из организаторов фестиваля Fulldozer Fest (Санкт-Петербург, 2013, 2014,) и серии клубных концертов Spina!Party, а также сооснователем кассетного лейбла Spina!rec. Помимо музыкальной деятельности, Сергей занимается созданием аудиовизуальных инсталляций и перформансов: одна из последних работ Kokon была представлена на выставке LifeZone! в Центре М’АРС (Москва, 2015).

Входной билет по обычной для музея цене: 200 рублей, для студентов — 100.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

набережная канала Грибоедова, 103

Время работы:

среда с 14:00 до 21:00,

четверг — пятница с 14:00 до 20:00,

суббота — воскресенье с 12:00 до 20:00

Выходные: понедельник, вторник

312-25-54, 314-98-94

http://www.mispxx-xxi.ru

https://vk.com/museumxx_xxi

https://www.facebook.com/mispXX

https://www.instagram.com/misp_spb

 

#мисп #misp

Согласие на обработку персональных данных