Круглый стол «Национальная идея и современное искусство»

29 ноября | 15:00

 

В рамках параллельной программы V Санкт-Петербургского Международного культурного форума 29 ноября 2016 года в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв. был проведён круглый стол по теме «Национальная идея и современное искусство».

apm_9505Первую секцию круглого стола открыл Илья Доронченков, представив художников рубежа XIX-XX веков, которые соотносили своё искусство с зарубежными авторами и негативно воспринимали «современное искусство» как вторжение в консервативную среду. Автор обличил и русских авангардистов, и Сергея Дягилева в игре на национальной идее для собственного самоутверждения на Западе.

Михаил Карасик в своем выступлении обратился к «шедеврам пропаганды и дизайна» Эля Лисицкого и Александра Родченко. Докладчик обозначил абсолютно не соответствующую идее современного искусства тенденцию дряхления общества, ностальгирующего и живущего восторгом детских воспоминаний. При этом Михаил Карасик напомнил о поколении 1930-х гг., которое думало о будущем и предсказывало современные средства коммуникации, футуристический транспорт, описанный Яном Ларри в книге «Страна счастливых» 1931 г.


Николай Кононихин
, определив, уже узурпированную масс-медиа, задачу актуального искусства удивлять, шокировать, повергать в фрустрацию, обозначил главную стратегию актуального художника. Современный автор, по мнению историка искусства, обречён действовать либо в категориях провокации, либо выбирать путь самоцензуры.

apm_9489Татьяна Шоломова отвела актуальному искусству роль диссидента, едва ли способного по-настоящему сопротивляться государству с его мощными ресурсами. Поэтому модератор первой секции Николай Комягин, поставил перед художниками-участниками круглого стола вопрос, чувствуют ли они давление со стороны государства? И Александр Дашевский, и Владимир Загоров ответили, что подобного «зажима» не ощущают. В дискуссию вступил Александр Боровский, разъяснивший возможность репрезентации национальной идеи лишь на некоторых этапах истории. Искусствовед критично отнёсся к озвученным сентенциям о необходимостиapm_9719 государственных институций вмешиваться в художественные процессы. На что, не оспаривая ценность свободы, Михаил Астахов аргументировано заявил, что даже советская марксистско-ленинская цензура вопреки своим целям способствовала созданию истинных шедевров.

Во время кофе-брейка многие продолжили обсуждение, а Валерий Савчук и Станислав Савицкий солидаризировались в «высокой степени износа» современного искусства в России, которому всего 25 лет, и которое «само от себя устало».

apm_9552Вторая секция началась с доклада Павла Дейнеки, который указал на опасность возникновения вектора агрессивного отношения государства к современному искусству из-за «психоза» общества, не понимающего высказывания актуальных художников.

Станислав Савицкий описал симулятивность понятий «современное искусство» и «национальная идея», напомнив, что с середины 1990-х гг. на венецианской биеннале хорошим тоном считается не акцентировать национальность.

В своём докладе Тамара Чудиновская рассмотрела тенденции в современном русском искусстве в аспекте поддержки государства и переживания государственной идентичности.

Михаил Астахов, предварив рассказ о современных мастерах стрит-арта в России экскурсом в историю данного вида искусства, поделился мнением о появлении в последнее десятилетие самобытного звучания у отечественных актуальных художников. Докладчик представил произведения авторов различных регионов России, которые уже относят к локальным художественным течениям в стрит-арте: школа Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и др.apm_9744

Валерий Савчук и Анастасия Пацей в заключительных докладах затронули патриотический дискурс с точки зрения терминологии, подчеркнув негативные коннотации вокруг «национальной идеи» в наши дни. При этом Валерий Савчук назвал ярких представителей современного искусства в разных странах мира, которые опираются именно на национальную культуру, показав возможность возникновения настоящих шедевров, если национальные идеи облекаются в язык contemporary art.

Мотивирующую черту под всеми высказываниями подвёл Михаил Астахов, вспомнив тезис, который все могут принять как руководство к действию – Think global, act local.

 

 

Согласие на обработку персональных данных