Иван Петровский. «Открывая прошлое»
«Открывая прошлое» – это первый выставочный проект, посвященный творчеству Ивана Михайловича Петровского (1902-1941), ленинградского художника, погибшего в первый год Великой Отечественной войны. Выразительные живописные портреты, интерьерные сцены и натюрморты, выполненные в различных графических техниках, составляющие экспозицию выставки, дают возможность зрителям открыть для себя новое имя в искусстве и познакомиться с автором глубокого и разнообразного дарования. Уникальное наследие художника было передано в музей в 1993 году по завещанию его жены — Тамары Хмельницкой. Музеем была проведена серьезная научно-исследовательская работа по атрибутированию и реставрации произведений, восстановлению памяти художника и изучению его творчества и жизни по коротким заметкам соотечественников и личным дневникам.
Искусство Ивана Петровского представляет собой яркое художественное явление, цельное по эстетическому и эмоциональному восприятию эпохи. При этом события личного характера вплетаются в художественную ткань образов и наполняют их особой поэтической выразительностью и острой наблюдательностью в воспроизведении жизни.
«Умение видеть — главное достоинство художника.
Это отличает его от других и раскрывает его миросозерцание»
Иван Петровский. Дневники. 1937
Период активного творчества Петровского пришелся на 1930-е годы. В живописных и графических работах, созданных в это время, считываются две основные тематические линии. Первая – лирическая, посвященная образам любимой жены Тамары Хмельницкой. Это различные портреты, великолепно передающие не только особенности лица молодой красивой женщины, но изысканность ее внутренней натуры, глубину характера, композиции с изображением частных интимных сцен, пронизанных желанием запечатлеть непосредственность жизненных мгновений с присутствием той же модели: женская фигура, музицирующая на рояле, читающая книгу у раскрытого окна, лежащая на диване, спящая на кровати (Женская головка, 1932; Профиль, 1932; Сидящая, 1932; Завтрак. Чашка чая, 1930-е; Дама в голубом у рояля, 1932; Женщина в шляпке, 1932).
«На второй день я сделал набросок Тамары тоже пером и тоже быстро.
Это мне нужно было для разбега. Бумага все-таки мало пригодна для пера и потом мне больше нравится карандашом.
На следующий день я сделал два натюрморта и портрет Тамары карандашом»
Иван Петровский. Дневники. 1937
Вторая линия связана с выполненными в острой, экспрессионистической манере черно-белыми графическим сюжетными композициями, плакатами, афишами. Они раскрывают интерес Петровского к художественным экспериментам, к авангардным течениям, таким как конструктивизм и кубизм, повлиявшими на умы и увлечения многих мастеров тех лет. Изящной, ритмически организованной линией автор выявляет форму предмета, акцентирует плоскость пространства, насыщая образы движением, внутренней динамической выразительностью. На выставке представлены две графические серии: посвященные театру (Оркестр, 1932; Концерт, 1932; Балет, 1932) и полевой службе (Полевая кухня, 1930-е; Дровосек, 1930-е; Трапеза, 1930-е).
«Художники привносят в театр особенности своей профессии.
Живописцы добавляют реакционную струю в строгие
академические декорации»
Иван Петровский. Дневники. 1936
Выставка «Открывая прошлое» знакомит с наследием одаренного ярким, самобытным, артистическим талантом художника, чье творчество станет безусловным открытием не только для широкой зрительской аудитории, но и для профессионального сообщества.
К выставке издан каталог Иван Петровский «Живопись. Графика».
На все три выставки действует единый билет.
Информационный партнер проекта: