Неофициальное искусство Петербурга (впоследствии получившее несколько имен – «андеграунд», «нонконформистское», «альтернативное», «другое искусство», «второй русский авангард», «диссидентский модернизм» и др.) возникло в противовес идеологической направленности творчества Союза художников. В 1960-1970-е гг. неофициальное искусство стало одним из самоценных и знаковых явлений развития культуры второй половины ХХ столетия. «Арефьевский круг» – занимает особое место в контексте этого художественного направления. Александр Арефьев, Рихард Васми, Владимир Шагин, Шалом Шварц и Наталья Жилина – почти все ученики Средней художественной школы при Академии Художеств, оказавшиеся исключенными из нее «за формализм». Их, разных по стилю, по манере письма объединила дружба, общность взглядов, сходные эстетические убеждения и художественная бескомпромиссность. В 1960-70-е годы эти художники «арефьевского круга» стали ядром «независимых», во многом определив облик ленинградского андеграунда. Молодые творцы, оказавшись вне системы – без выставок, заказов, работая где придется кочегарами, малярами, лесорубами, музыкантами, типографскими пробистами, – затронули острые, болезненные темы советской действительности. Превыше всего они ставили создание пластически выраженной картины сего-дня, создавая на холсте живописный эквивалент «обжигающей правды» жизни.