1920-1940-е годы
Направления / 1920-1940-е годы
Произведения живописи и графики ленинградских мастеров 1920—40-х годов можно назвать гордостью коллекции Музея. Работы этого периода демонстрируют зрителю высочайшую пластическую культуру, царившую в нашем городе. Достижения творческого эксперимента «ленинградской школы» начала ХХ века стали своеобразным манифестом для целого поколения художников. Город на Неве, аккумулировав многие новаторские идеи времени, явился по сути родоначальником русского авангарда. Утверждавшаяся здесь эстетика революционного преобразования культуры распространилась далеко за пределы художественного пространства Петербурга, оказав тем самым огромное влияние на формирование живописного мышления второй половины 20 века. Среди художников этого времени, которые представлены в коллекции, Николай Лапшин и Владимир Гринберг, создавшие трепетные, эмоционально наполненные пейзажные образы родного города. Интереснейшие пласты живописной культуры представляют полотна учеников К.С. Петрова-Водкина. Оценивая проблематику живописного портрета 1930-х годов в целом, нельзя не отметить работы В. В. Зенькович и В. М. Белаковской, с очевидной полнотой продолживших в своем творчестве классическую линию монументализированного станкового образа, заложенную К. П. Петровым-Водкиным. Традиции искусства Петрова-Водкина прослеживаются и в творчестве В. Н. Прошкина и П. Е. Аба. Их произведения, хранящиеся в коллекции, выполнены в русле совершенно иной живописной стилистики, ориентированной на создание тематической картины. Еще одну страницу в художественной жизни страны рубежа 1920—30-х годов открывает творчество К. А. Клементьевой. Собрание Музея располагает блистательными образцами станковой графики мастера. Духовному пространству эпохи 1930-х годов принадлежат и рафинированные акварельные листы А. С. Ведерникова, а также графические произведения Пелагеи Шуриги, хранящиеся в коллекции. Ее ранние футуристические произведения 1920-х,  композиции с изображением обнаженных 1940-х годов, равно как и работы более позднего времени, были приобретены в коллекцию в 2005 году и явились настоящим откровением для зрителей.
«Митька так просил хлеба – что душа разрывается»
ШУРИГА ПЕЛАГЕЯ НИКОЛАЕВНА
«Митька так просил хлеба – что душа разрывается»
1917–1919
Бумага, цветная тушь. 25,7 х 17,3
Большая обнаженная
ШУРИГА ПЕЛАГЕЯ НИКОЛАЕВНА
Большая обнаженная
1943
Бумага серая, карандаш графитный и цветной (красный). 90 х 34,8
Бурятка с лошадью
ЯКОБСОН АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА
Бурятка с лошадью
1929
Бумага, акварель. 24,5 х 21,5
Композиция (По Бурятии)
ЯКОБСОН АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА
Композиция (По Бурятии)
1929–1930
Бумага, акварель. 33 х 27
Согласие на обработку персональных данных