Кинопрограмма к выставке «Древо традиций. Армянские художники Санкт-Петербурга»
В рамках выставки «Древо традиций. Армянские художники Санкт-Петербурга»
Расписание кинопоказов:
Среда, четверг, пятница:
Сеансы в 16:00, 18:00
Программа фильмов режиссера документального кино Артавазд Пелешяна (2 часа 13 минут)
«Акон Овнатанян», режиссер Сергей Параджанов
1967, документальный, 8 минут
«Собачьи истории», режиссер Серж Аведикян
2010, короткометражный анимационный фильм,15 минут
Суббота, воскресенье:
Сеанс в 12:00
Программа мультфильмов
С 16:00
«Цвет граната», режиссер Сергей Параджанов (4 часа 3 минуты)
Программа кинопоказов:
«Цвет граната», режиссер Сергей Параджанов
«Цвет граната» — поэтическая кинопритча об армянском поэте Саят-Нова, снятая в 1968 году на киностудии «Арменфильм».
В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере.
Полный вариант фильма имеет хронометраж 80 минут.
В МИСП проходят показы немонтированного материала, хронометраж которого составляет 4 часа 3 минуты.
Музыкальное сопровождение — Арам Баджакян, гитара
Арам Баджакян — звезда нью-йоркской даунтаун-сцены, выступал с такими музыкантами, как Лу Рид, Джон Зорн и Дайана Кролл.
Вдохновением к созданию его альбома послужил «Цвет граната».
Альбом так и называется — Music Inspired by The Color of Pomegranates.
«Акон Овнатанян», режиссер Сергей Параджанов
1967, документальный, 8 минут
Фильм о классике армянской живописи, об одном из лучших европейских портретистов XIX века Акопе Овнатаняне.
Программа фильмов режиссера документального кино Артавазд Пелешяна.
Артавазд Пелешян родился 22 февраля 1938 года в городе Ленинакан Армянской ССР (ныне Гюмри).
В 1963—1968 учился на режиссёрском факультете ВГИК, в мастерской Л. М. Кристи. Уже студенческие фильмы принесли ему ряд призов и известность.
Это великий мастер неигрового кино, автор теории «Дистанционного монтажа» и ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в книге «Моё кино».
Олег Аронсон (старший научный сотрудник Русской антропологической школы РГГУ) о режиссере:
«…ещё в семидесятые, Пелешян уже воспринимался как классик мирового кинематографа.»
«Пелешян один из немногих режиссёров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение.»
Его поиски поэтического эффекта в строго документальном кино сближают с аналогичными устремлениями Йохана ван дер Кёйкена.
Про отсутствие армянского языка и сознательную немоту своих фильмов Пелешян сказал: «В моих фильмах нет армянского языка, зато сколько армянских мыслей».
«Начало» (1967)
Философское эссе об октябрьской революции 1917 года и ее влиянии на судьбу мира в 20-м веке.
«Мы» (1969)
Картина «Мы» — выдающийся шедевр мирового киноискусства. Фильм о непростой судьбе армянского народа, cтолкнувшегося с невоообразимой трагедией, унесшей жизни миллионов людей, но нашедшего в себе силы справиться с болью, вернуть национальное самосознание, укрепить народный дух и характер, — это произведение в конечном счете взывает к человеку. Поэма о человечестве, ода смерти и рождению, созидательной воле и силе человеческой любви.
Фильм построен на энергичной и яркой музыке Арама Хачатуряна.
«Обитатели» (1970)
«Обитатели» — это аллегорическая документальная драма, выраженная эмоциями по отношению к животным.
«Времена года» (1975)
«Времена года» один из самых цельных по сюжету фильмом мастера дистанционного монтажа. В этой работе Пелешяна, в отличие от большинства других его кинолент, есть конкретное место действие — армянское село. А также конкретный временной период — один год. Картина «Времена года» во многом напоминает документальные фильмы-симфонии конца двадцатых начала тридцатых годов, которые были посвящены какому-либо городу или месту. Эта лента — образец поэтичного неигрового кино, направленного на невербальный способ передачи смыслов.
«Наш век» (1982)
Леонид Володарский, журналист, переводчик:
«…«Наш век» посвящён людям, осваивавшим космос в далёкие 60-70 годы минувшего века. Это был воистину драматический прорыв; в фильме нет ни слова авторского текста, всё расскажет изображение и поразительно точная озвучка, где смонтированы — музыка, рёв ракетных двигателей, радиопереговоры ЦУПа с «орбитой» (в т.ч. ЦУПа американского), взрывы ракет, падающих, едва оторвавшись, на стартовый стол, леденящие кровь рыдания вдовы Добровольского и так далее. «Наш век» — гимн первопроходцам, и ничего, сопоставимого по силе воздействия, снятого на эту тему, я не видел!…»
«Конец» (1992)
«Жизнь» (1993)
Фильм «Конец» целиком и полностью соответствует киноведческому определению жанра роуд-муви, только показанная в нем дорога — вся человеческая жизнь. И на экране перед нами действительно проносятся картины пути: размытые лица пассажиров, неясные контуры мира за окном, люди и тени людей.
«Жизнь». Вышедший через год после «Конца» фильм «Жизнь» на данный момент последняя картина великого мастера. В нём Пелешян показывает нам божественную мистерию рождения человека. Финальный кадр фильма — молодая мать с ребенком на руках, как символ армянский мадонны, символ рождения ребенка и одновременно надежды!
«Собачьи истории», режиссер Серж Аведикян
«Собачьи истории» (фр. Chienne d’histoire) — короткометражный анимационный фильм, снятый в 2010 году на студии Sacrebleu Productions французским режиссёром армянского происхождения Сержем Аведикяном.
Другое название: «Лающий остров» (англ. Barking Island).
Согласно автору фильм является своеобразной метафорой, рассказывающей о судьбе армян в Османской империи в период геноцида армян 1915 года. Режиссёр отметил, что снимает фильмы для того, чтобы его дети, которые живут в Париже, не забыли путь, который прошёл их прадед.
Фильм — обладатель Золотой Пальмовой ветви на Каннском МКФ.
Программа мультфильмов:
Экранизации сказок Ованеса Туманяна
- 1938 — Пёс и кот — режиссёр Л. Атаманов (на армянском языке)
- 1955 — Пёс и кот — режиссёр Л. Атаманов
- 1970 — Парвана — режиссёр В. Подпомогов
- 1975 — Пёс и кот — режиссёр А. Миракян
- 1979 — Кикос — режиссёр Р. Саакянц
- 1980 — Фанос-неудачник — режиссёр С. Галстян (на армянском языке)
- 1981 — Храбрый Назар — режиссёр Р. Саакянц
- 1981 — …Три синих-синих озера малинового цвета… — режиссёр Р. Саакянц
- 1982 — Кто расскажет небылицу? — режиссёр Р. Саакянц
- 1983 — Ух ты, говорящая рыба! — режиссёр Р. Саакянц
- 1985 — Ишь ты, Масленица! — режиссёр Р. Саакянц
- 1994 — Топор — режиссёр Р. Саакянц