Соловки. Место предчувствия
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка современного фотографа Леонида Гройсмана.
Цикл фотографий «Соловки. Место предчувствия» — один из основных проектов нижегородского фотографа Леонида Гройсмана. Работа над серией велась в течение четырех лет и продолжается до сих пор. Снимки сделаны на трех островах архипелага: Большом Соловецком, острове Анзер и острове Большой Заяцкий.
Продолжая традицию живописцев конца XIX века, изображавших Русский Север, Леонид Гройсман погружает привычного к городской жизни зрителя в суровое великолепие этих мест. На выставке представлены виды Соловков и Беломорья в переходное время осени и зимы, когда там нет открыточного великолепия и благостности, а сама природа созвучна сложной судьбе островов. Внимание приковывают молчаливые пейзажи, где из северной почвы архипелага как бы «вырастают» древние стены Соловецкого монастыря, а заснеженные леса скрывают за своими вершинами церкви и храмы. Являющиеся среди холодных просторов Беломорья одинокие кресты и часовни несут в себе драму человеческих судеб. Настроение этих работ настолько глубоко, что невольно всплывает трагическая история этого края, переплетенная со светлым образом духовного подвига и Преображения.
Соловецкие пейзажи дополнены портретными и жанровыми работами. Большинство сделано в Свято-Троицком скиту на острове Анзер. Это место, 400 лет назад ставшее началом скитской жизни на Соловках, сейчас восстанавливается из руин. Автор создал серию портретов насельников скита, которые совершают свое ежедневное служение на острове, отрезанном от самого монастыря шесть месяцев в году. Возрождение древней обители для большинства из них стало попыткой и собственного духовного обновления.
Фотографии Леонида Гройсмана вобрали в себя прошлое этих мест, свидетельствуют о настоящем и приоткрывают завесу над будущим. Выставка «Соловки. Место предчувствия» даёт представление о том, что Соловки – это не только Соловецкий монастырь, это целый архипелаг со своими памятниками, потрясающей природой, а также тайнами и непростой историей.
Леонид Гройсман – знаток процессов и техник цифровой и ручной печати и тонирования, которые он использует для создания художественной фотографии. В цикле «Соловки. Место предчувствия» автор применяет технику «жикле печати» десятью пигментными красками. Изображения, полученные таким способом, обладают стойкостью к выцветанию и колористической глубиной, приближающими фотографию к масляной живописи. Выбранная технология позволила автору передать пронзительную эмоциональность северных пейзажей Беломорья.