Слышу живопись, вижу музыку
Музей искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков открывает выставку «Слышу живопись, вижу музыку». Идея экспозиционного проекта – синтез изобразительного и музыкального искусств в одном пространстве.
Выставка «Слышу живопись, вижу музыку» представляет ленинградских и петербургских мастеров живописи, графики и скульптуры, принадлежащих к различным поколениям, художественным школам и направлениям: Леонид Ткаченко (р.1928), Анатолий Каплан (1903-1980), Виталий Тюленев (1937-1997), Римма Юношева (1941-1994), Левон Лазарев (1928-2004) и др.
Доминирующими в экспозиции выставки являются работы с музыкальными сюжетами. Поющие и музицирующие фигуры людей, скрипки, флейты и рояли наличествуют здесь повсеместно. Отобранные произведения не только наполнены музыкальными мотивами, но и выстроены по закону музыкальной формы.
Сама выставка будет сопровождаться живой музыкой, а при желании зритель сможет подойти к произведениям и, взяв наушники, услышать музыкальный ряд, подобранный специально для данной живописной композиции. Музей впервые представляет вниманию зрителя произведения из своей коллекции в подобном аспекте.
Подбором музыкальных композиций к произведениям известных художников занимаются не менее известные люди музыкальной среды Санкт-Петербурга. Среди них: композитор и контрабасист Владимир Волков, поэт и музыкант Борис Гребенщиков, главный дирижёр и музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников.
Одно из представленных на выставке живописных полотен, к примеру, «Голубая симфония» Анатолия Маслова, можно назвать эмоциональным аналогом свиридовской «Метели». В ней сверхъестественным образом сливаются минорные и мажорные аккорды. Какая-то неведомая сила подхватывает зрителя, и он летит теряя ориентиры, забывая, где небо, а где земля.
А картина «Слышу музыку» Геннадия Устюгова перекликается с названием экспозиции и показывает, как два чувства – зрение и слух, связываются воедино. Рисунок и цвет у художника служат не столько правдивости изображения предметов, сколько воплощению их внутренней, эмоционально-духовной сути.
Все произведения, представленные на музейной экспозиции, синкретно с музыкой являют собой выразительный «жест» петербургской культуры, жест, в котором видится отсвет античности, христианства и глубокого интеллектуализма Новейшего времени.