Друг к другу

5 февраля – 8 мая | 2016

5 февраля МИСП открывает выставку графики «Друг к другу», с которой начнется знакомство петербуржцев с большой и серьезной коллекцией музея. Экспозиция носит камерный характер, она представляет «жемчужины» графического фонда – произведения крупных мастеров 1920-1940 годов, среди которых Пелагея Шурига, Александр Якобсон, Ксения Климентьева, Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Костров, Николай Лапшин и др. К сожалению, сегодня их имена не на слуху, а произведения их не столь часто увидишь на музейных выставках.

Экспозиция выстроена по принципу «диалога», женские и мужские персонажи обращены «Друг к другу». Степень их единения или крайней обособленности варьируется в зависимости от зрительского восприятия.

Наследие Пелагеи Шуриги, скульптора и автора многочисленных превосходно выполненных графических работ, в собрании Музея велико.

В экспозицию включены лишь 4 графических листа — «Большие обнаженные». Эти работы были созданы ею в тяжелые годы войны, в эвакуации. В вытянутых по вертикали, статичных женских фигурах прослеживается связь с первобытными Венерами.

Еще одной гордостью коллекции Музея являются работы Александры Якобсон. В 1930 году она окончила ВХУТЕИН, отделение монументальной живописи, где училась у К. Петрова-Водкина.

Волей или неволей Александра Николаевна впитывала в себя дух и эстетику петрово-водкинских полотен. Возможно, что с оглядкой на великого мастера, она написала «Бурятку с лошадью», молодую женщину, столь же величаво спокойную, как и знаменитая «Петроградская мадонна». Она стоит в окружении байкальского пейзажа, дымящихся юрт, словно заслоняя собою родной край. Ее облик архетипичен и отражает многовековые идеалы бурятского народа.

К стилистике «Круга художников» был близок Владимир Гринберг, хотя формально он никогда к объединению не принадлежал.

Включенные в экспозицию рисунки, выполненные сангиной и углем, относятся к раннему этапу творчества художника. Его формирование началось в «Новой художественной мастерской», где преподавал в те годы Александр Яковлев. Именно в этот период были созданы работы «Портрет мальчика» и «Слава Рындзюн». Они выполнены в классическом духе, с традиционным вниманием к академическому рисунку.

Примечательно, что все вошедшие в экспозицию графические листы уже полюбились в Европе. Выставки из коллекции Музея не раз демонстрировались за рубежом. Теперь графическими произведениями из коллекции МИСПа смогут насладиться петербургские зрители.

Согласие на обработку персональных данных