Михаил Семенов. «Слепой дождь»

06 апреля – 03 мая 2021

«Слепой дождь» – первая за многие годы персональная выставка яркого, но, к сожалению, безвременно ушедшего ленинградского живописца Михаила Семенова (1944-1988), развитие творчества которого происходило в художественном пространстве Ленинграда 1970–1980-х годов.

Михаил Семёнов. Слепой дождь. 1987

Название выставки позаимствовано у одноименной картины художника и отсылает к природному феномену кратковременного, моросящего дождя, идущего при лучах солнца или на фоне яркого синего неба, в просторечье более известному как «грибной дождь». Подобное сочетание двух противоположных явлений, как нельзя лучше характеризует позднее творчество Семенова, представленное на выставке в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Родом из Херсона, Михаил Семенов большую часть жизни провел в Ленинграде. В его произведениях природное чувствование цвета, свойственное художникам южного темперамента, сочетается с холодной, северной отстраненностью, графичностью и архитектоничностью. Созвучие разнонаправленных влияний, наряду с аллюзиями на модернистские веяния первой четверти ХХ века, складывается у Семенова в самостоятельную образную систему, полную поэтики и живописной драматургии.

Михаил Семёнов. Кронверк. 1986

Экспозиция включает произведения, в которых присутствует постоянное балансирование автора между петербургской и южно-приморской темами: образы Ленинграда наполнены черноморской сочностью («Кронверк», «Натюрморт с долькой арбуза» и др.), тогда как южные композиции отличаются свойственной Северной Венеции стройностью ритма («Яхты», «Ночь на причале» и др.). Система красочных цветовых отношений, внимание к графичности и отсутствие повествовательности – все эти особенности, присущие творческой манере художника, оказываются переосмыслены в стремлении раскрыть переживание места.

Интерес художника к задачам, в первую очередь, чисто живописным стирает границы между жанрами. Его натюрморты всегда включают в себя элементы пейзажа, пейзажи выстраиваются по принципу натюрморта, редкие фигуры людей растворяются в абстрактном ландшафте. В картинах проявляются фантазийные, аллегорические сферы и раскрываются скрытые смыслы, поэтому не случайно повторяется и мотив распахнутого окна – многослойной метафоры выхода за пределы пространства, проницаемой границы близкого и далекого, личного и всеобщего («Натюрморт на круглом столе», «Натюрморт с палитрой» и др.).

Михаил Семёнов. Натюрморт с тыквой. 1986

Выставка «Слепой дождь» открывает для зрителя творчество Михаила Семенова, погружая в удивительный живописный мир, где яхты отплывают в синеву закатных каналов, а «гений места» лимонным прочерком отражается в тишине ночи. Противоположности сходятся, мотивы переплетаются, но живописная рамка фокусирует взгляд, высвечивая тонко выстроенный симбиоз различных контекстов.

На выставке представлены произведения из коллекции семьи художника, а также из собрания Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Куратор: Вероника Никифорова

Согласие на обработку персональных данных