Петр Рейхет. «Видимо-невидимо»

05–28 марта 2021

 

Творчество Петра Рейхета многогранно: оно сказочно и реалистично, скрупулезно и непоследовательно, иронично и драматично, трансцендентно и буднично. Он проявил себя как живописец, график, скульптор, перформансист, создатель арт-объектов и масштабных инсталляций, преподаватель. Кажется, что любая техника была подвластна ему, будь то масляные краски, пастель, тушь или работа с папье-маше, металлом и даже с опасным сорняком – борщевиком («Избушка на курьих ножках», 2012).

Петр Рейхет. Волосатый суп. 1990

Петр Рейхет родился в семье известного живописца Виктора Рейхета, ставшего его первым и самым главным учителем. Кроме занятий рисованием,  он брал уроки игры на фортепиано и семиструнной гитаре. Музыка стала для художника элементом, соединяющим различные, зачастую совершенно противоположные  устремления. В его мастерских часто проходили квартирники, неотъемлемой частью художественных акций было звуковое сопровождение, а на работах появлялись музыкальные инструменты («Рок-н-ролл мертв», 1990-е). Рейхет получил образование в стенах Академии художеств (СПбГАИЖСА им И.Е. Репина) у Виктора Орешникова – выдающегося портретиста и учителя своего отца.  Поэтому в портретном жанре он часто выступает как традиционалист: рисунок  главенствует над живописью, а герои узнаваемы и одухотворены («Вера Рейхет», 1985).

Петр Рейхет. Собственный экипаж. 1993

Рейхет словно проживал несколько жизней за одну, успешно реализовав себя не только на художественном поприще (портретист, мастер жанровых композиций и натюрмортов, автор иллюстраций и концептуальных работ), но и как неутомимый путешественник, инженер-геоморфолог очарованный Крайним Севером. Художник участвовал в арктических экспедициях,  совмещая научную работу с рисованием на пленэре и перформансами. Его любовь к безлюдному холодному краю и морским странствиям соединилась с увлечением фольклором, русскими былинами и сказками («Китоостров», 1990). Поэтому Рейхет заселяет свои произведения летающими рыбами и фантастическими существами, отважными героями и роковыми красавицами. Эти работы отличаются плоскостностью изображения, насыщенной палитрой и гротескным юмором, что приближает их одновременно и к лубку, и к сюжетам из средневековых миниатюр.

Петр Рейхет. Карские ворота. 1989

Свобода, яркие впечатления и безграничная фантазия были главными ориентирами в искусстве художника. Всё это вдохновляло его на постоянный поиск выразительных средств и создание искрометных высказываний, не ограниченных рамками того или иного направления. Наравне с работой над абстрактными произведениями («Музыка для китов и масонов», 2002) он интегрировал в свое искусство художественные особенности русской иконописи («Избиение младенцев», 2012–2013) и активно экспериментировал с жанром ню («Мария», 2005).

 

 

Петр Рейхет. Синоптики — творцы непогоды. 2013

Петр Рейхет подобно мифическому богу Протею, сыну Посейдона и Геры, обладающему способностями к метаморфозам и тесно связанному со стихией воды, постоянно менялся и ускользал от устойчивых коннотаций. Поэтому его творческое наследие сложно уложить в сколько-нибудь четкие рамки, просто окрестив его «современным» или «актуальным» автором. «Когда он определял кредо своего творчества, то называл его «компостомодернизмом», когда же давал названия своим объектам и включал рассудок, то они несли на себе следы нарочитой умышленности и игровой дистанции» (К. Очертянный). Таков его знаменитый арт-объект «Порно-Звезда» 2004 года, лаконично и ясно выражающий концептуальную задумку автора. Рейхет – поистине неординарная личность, сумевшая с неизменным разнообразием и профессионализмом проявить себя в столь разных жанрах и сферах. Экспозиция выставки «Видимо-невидимо» сложена подобно лоскутному одеялу или многомерному высказыванию о свободе духа, красоте природы и человека, приключениях и невероятном путешествии длиной в жизнь.

Куратор: Катя Михатова

 

 

 

Согласие на обработку персональных данных