Лекция «Гротеск в западноевропейском искусстве XV-XVII вв.»
Лекционный цикл «Гротеск: вчера, сегодня, завтра»
Образовательный отдел Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. запускает цикл лекций в рамках международной выставки «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве». Лекторами выступят специалисты в области культуры и искусства: историки, искусствоведы, научные сотрудники музеев. «Гротеск: вчера, сегодня, завтра» – попытка познакомить слушателей как с историей зарождения феномена гротеска в искусстве, так и с его проявлением в современной культуре.
Лекция «Гротеск в западноевропейском искусстве XV-XVII вв.» откроет образовательную программу к выставке «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве».
Появление гротеска принято связывать с Римом эпохи Ренессанса. Причудливые формы растительного орнамента и вплетенные в него антропоморфные фигуры фантастических существ словно вылезли как чудища из подземных сооружений. Загадочные и необычные гроты, расписанные фресками, обнаружили случайно в конце XV века у подножия Оппийского холма. Сейчас история этого комплекса хорошо известна. Но тогда, в начале XVI столетия подобные находки произвели эффект разорвавшейся бомбы. Римляне и не только, юные и маститые художники, все, кто знал о подземелье, стремились увидеть их. В гроты спускались с факелами, рискуя быть заваленными землей. Мастера итальянского Ренессанса Пинтуриккио, Рафаэль и Микеланджело зарисовывали открывшиеся миру необычные картины, состоящие из причудливых архитектурных форм, дополненных гирляндами и фигурами. На поверхности стен и сейчас можно найти множество автографов «туристов» разного времени, в том числе имена художников Доменико Гирландайо, Филипино Липпи, Мартина ван Хемскерка. Эти «причуды» (grotteschi) прижились в истории декоративного дела и стали неотъемлемой частью в изучении античного искусства. Зарисовки гротесков переводили в печатную графику, тиражировали, а затем воспроизводили во фресках и архитектурном убранстве интерьеров.
Благодаря такому особому интересу к древней живописи мировая художественная культура имеет ренессансные памятники. Позднее ансамбли лоджий Рафаэля или ванную комнату «Стуфетта» кардинала Бибиены в Ватикане копировали мастера других эпох, воспроизводя фрагментарно или отдельными постройками, как это сделала Екатерина Великая для своего Эрмитажа.
Причудливые формы стали сутью стиля маньеризм и насытили Северную культуру. Искусство гротеска расцвело во Франции, опутав позднее страны запредельно сложным орнаментом с чудовищами. Стиль Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, не прижившихся на родине, пришелся по вкусу Франциску I. Король желал исключительного убранства в своем новом дворце Фонтенбло. Картуши Россо в Галерее дворца, обрамления фресковых композиций, построены на слиянии архитектуры, фигур, монстров и королевского геральдического символа саламандры. Проект убранства уже после смерти автора продолжали воплощать помощники Россо. Прецедентов подобных школе Фонтенбло нет – это исключительный и единственный ансамбль в стиле маньеризма, повлиявший на многих мастеров и дошедший до нашего времени почти в неизменном виде.
Необходимо зарегистрироваться
Лектор: сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Зоя Купцова.
Возрастные ограничения: 16+
Стоимость: 200 рублей
Событие в социальных сетях:
ВКонтакте
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Набережная канала Грибоедова, 103
Как проехать в МИСП, режим работы, стоимость билетов
#мисп #misp